Наглядно можно представить всё множество явлений, в которых связующую роль играют состояния объектов, в виде схемы, изображённой на рисунке.
Первичным является состояние Космоса, вакуума. Совокупность состояний объектов на нашей планете образует то, что называют "природой Земли". При этом, как известно, на природную среду Земли влияют и различные космофизические факторы. Ha данном примере виден вклад, который оказывают состояния одного "слоя" объектов (рис.) на состояния другого. Аналогичными взаимосвязями пронизаны все объекты, условно изображённые на рис.
На определённой эволюционной ступени жизни появляется человек, который начинает, в свою очередь, менять состояния окружающей среды и среды общения.
Целью теории состояний является рассмотрение в первую очередь психических состояний человека, поскольку именно его сознание оказывается способным охватить всё многообразие природной среды, создать модели мира (напомним, что мы определяем сознание, как модель мира, присущую субстанции).
В развитии сознания человека наряду с влиянием на него состояний живой и неживой природы, окружающей среды различных типов важную роль играет среда общения. В современном мире она является многоуровневой, включающей в себя как влияния, оказываемые на личность её ближайшим окружением (члены семьи, коллеги по работе, друзья, соседи), так и информацию, поступающую от более крупных общностей. Их часто объединяют словом "социум", включая сюда профессиональные и национальные объединения, создаваемую современными средствами массовой коммуникации (телевидение, компьютерные сети, пресса, радио) информационную среду, а также тот "фон общения", который характерен для того или иного населённого пункта. Наконец, всякий человек находится в общем информационном поле человечества в целом.
Важно, не просто, показать человеку "азбуку состояний", но и "научить читать" по ней. Такой подход намного эффективнее простого обучения каким-либо приёмам саморегуляции, пусть даже самым полезным. Недаром существует поговорка: лучше дарить не рыбу, а удочку. Человек должен сам осознать свои возможности, соотнести свой уровень развития со схемой эволюции, сделать осознанный выбор в пользу своего дальнейшего самосовершенствования.
Заметим, что с развитием сознания влияние окружающей среды на человека постепенно уменьшается, возрастает роль осознания состояний.
Это новое знание – не просто концепция, но и инструмент для решения, пожалуй, самой актуальной на сегодня для жителей Земли задачи – предотвращения накопления общих негативных состояний: например, страха, агрессии, ненависти, злобы. Именно от объединения этих состояний возникают войны, по этой причине существуют опасения за судьбу человечества в целом.
Изучение тем теории состояния позволяет добиться совершенно нового уровня понимания происходящих вокруг событий.
Наконец, надо осознавать, что человек – эволюционирующая система, следовательно, и его состояния будут развиваться. Именно движение к состоянию через осознание может обеспечить наилучшие перспективы для дальнейшего развития цивилизации на прекрасной планете по имени Земля.